ИТАК ПОКАЙСЯ В СЕМ ГРЕХЕ ТВОЕМ, И МОЛИСЬ БОГУ: МОЖЕТ БЫТЬ, ОТПУСТИТСЯ ТЕБЕ ПОМЫСЕЛ СЕРДЦА ТВОЕГО ✍ Глава 8:22 ______________________ Деяние ⛪ апостолов 📜 19 зачало Глава 8:18-25 Комментирует 🖊 священник Стефан Домусчи: Здравствуйте, дорогие! Христос воскресе! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Трудно переоценить роль, которую в сегодняшней цивилизации играют деньги. Сложно спорить с тем, что они решают многие проблемы нашей жизни, и всё же сама жизнь постоянно напоминает нам, что главных проблем с помощью денег не решить. В отрывке из 8 главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением, мы слышим о попытке подкупить Бога и о том, что из этого вышло. Давайте его послушаем. † Глава 8. 18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. 20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. 21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. 22 ✍ Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. 24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. 25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие. *** Итак, после проповеди апостола Филиппа в Самарийской стране туда пришли апостолы Пётр и Иоанн и через возложение рук подавали ученикам Духа Святого. Их действия были продолжением того сошествия Духа, которое они сами пережили в день Пятидесятницы. Дух просвещал каждого и в каждом открывал тот дар, которым он мог служить братьям и сёстрам, той общине, в которой он жил. Но чего же от апостолов Петра и Иоанна хотел Симон? Может быть, он хотел, чтобы Бог раскрыл его дар и помог бы ему чистосердечно и искренне послужить самарянам, среди которых жил всё это время? Вместе с которыми он получил крещение от апостола Филиппа и мог получить Духа от других апостолов? И ведь для этого не нужно было никаких денег. Но Симон пришёл к Петру и Иоанну не за этим. Он принёс им деньги и сформулировал свою просьбу предельно чётко: дайте мне власть, чтобы на кого я возложу руки, на того и сходил бы Дух Святой. Нередко люди воспринимают деньги как опосредованную власть. За деньги покупают время, силы, ресурсы и многое, многое другое. И человек, который обладает деньгами, ощущает в своих руках власть этих денег. Впрочем, жизнь периодически напоминает нам, что ни счастья, ни здоровья, ни вечной молодости, ни тем более вечной жизни за деньги не купишь. Временное облегчение да, но не вечное блаженство. Может быть, это ощущение, что даже с огромными деньгами всего не купишь, хоть сколько-нибудь ограничивает деятельность падшего человека, ведь иначе в разрушительной и эгоистической деятельности его вообще было бы не остановить. Мы можем быть сколько угодно самоуверенными, но в жизни каждого без исключения наступают моменты, когда он понимает свою ограниченность и либо печалится, если он атеист, либо предаёт себя в руки всемогущего Бога. Чего же захотел Симон? Власть подавать людям Духа Святого, то есть власть управлять Духом Святым, и самим Богом. Может быть, он не понимал толком, о Ком идёт речь, но власть над духовным миром ему была очень нужна, потому что она давала ему власть над миром людей. Однако апостолы не распоряжались Духом Святым, они служили Богу и, будучи носителями Духа, передавали Его другим. Симон же был порабощён и скован жаждой власти, что помешало ему видеть истинные цели веры, которую он принял. Примечательно, что апостол Пётр не говорит ему: «молись, может быть Бог над тобой смилостивится», но говорит: «может быть, отпустится тебе помысл твоего сердца». То есть дело не в том, что Бог оскорблён его намерением, а в том, что он сам оказался пленён страстью. И эта страсть, и стремление к власти не позволяли ему принять Духа. Ведь Дух Святой не есть Дух власти и подчинения себе других, но Дух любви и служения. ______________________ † ДУХОВНЫЕ ОТЦЫ † ⛪Толкование на Деяние «Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего...» +++ † БЛАЖЕННЫЙ ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ: По баснословию еретиков, излишне было говорить Симону: покайся, потому что он таким дурным был создан. Они говорят, что человек, будучи злым по природе, неспособен измениться по желанию. Но не напрасно сказано: «покайся убо, потому что и он имел свободную волю, и молися Богу, аще убо отпустится ти помышление сердца твоего». Петр сказал это Симону, как будто бы не было оказано ему снисхождение, если бы он стал плакать и покаялся. Но этот образ выражения был обычным и у пророков. Особенно же Петр и предвидел, что он не обратится к покаянию. Поэтому он и говорит: аще отпустится ти. Потому что слова: «помолитеся вы о мне ко Господу» Симон сказал не потому, чтобы он покаялся и обратился, но ради одного только приличия. Потому что иначе где рыдание? где раскаяние и исповедание грехов? «ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» Слова полные гнева. Но Петр не наказывает его, чтобы потом вера его не показалась вынужденною силою необходимости и страха и это дело не показалось жестоким. † УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МДА: Симон Волхв совершал ложные чудеса, пользуясь, конечно, знанием сил естественных и выдавал себя за какого-то великого человека или даже за силу Божию, сошедшую на землю. Отцы Церкви рассказывают о нем многое. Вообще же он был первый противник, ересиарх в Церкви Христовой или, как называют его святитель Игнатий (послание к Траллам), первородный сын сатаны. Отверженный апостолами, он впоследствии, как говорит предание, выступил против них и силою своего чудодейства хотел победить силу Божию, но посрамленный апостолами погиб безвременно. Его имя осталось нарицательным для греха святокупства (симонии), который впервые обнаружился в нем. Для низведения даров Святого Духа на крещаемых посылаются из Иерусалима апостолы Петр и Иоанн, которые и совершают над самарянами возложение рук и низводят на них благодать Духа Святого. Это возложение рук впоследствии заменено миропомазанием и, как видно из рассказанного случая, есть, несомненно, особое от крещения таинство, совершаемое только епископами или, в Православной церкви, и пресвитерами, но через помазание миром, освященным от епископа. Сила и значение сего таинство раскрыты апостолами Иоанном и Павлом. Отвергшие это таинство не понимают, для чего особое низведение даров Святого Духа на тех, которые уже крещены водою и Духом, и, считая низведение Святого Духа только дополнением к таинству крещения, не могут объяснить, почему этого дополнения таинства не может совершить тот же диакон, который совершил самое таинство, и требуются еще высшие апостолы, облеченные высшею властью в Церкви, епископы. ° Источник: СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА (Деяния святых апостолов; Соборные послания). Учебное пособие для студентов 3 класса. Сергиев Посад, 2005 ______________________ Экзегет.ру Радио "Вера" Оптина - Толкование ❓Хочешь больше толкований на этот отрывок воскресного Евангелия, тогда тебе сюда: https://vk.cc/cnRMOf #ДеянияАпостолов@entala.cerkov #ДеянияАпостолов #толкования #СвятыеОтцы _____________________ Просим ваших святых молитв о восстановлении храма и приходской жизни в нашем селе Верхняя Ёнтала. • Если вы захотите помочь нашему храму загляните сюда: https://vk.cc/ckGt1r • Отчеты о приходе и расходе средств на карту Сбербанка находятся здесь: https://vk.cc/9wGq42